Главная » Файлы » Мои файлы |
[ ] | 08.12.2008, 13:07 |
Автомобильная промышленность разных стран выпускает огромное количество
моделей машин. В этом разнообразии каждый желающий может попытаться
найти для себя тот авто, который в большей степени соответствует его
требованиям. Но что любопытно, спортсмены, выступающие в соревнованиях,
предполагающих выступление на серийно изготавливаемых образцах, идут на
различные ухищрения. В результате, такой «серийный» автомобиль мало
чем, кроме внешних обводов, напоминает то, на чём вынуждено
передвигаться большинство любителей. Это связано с тем, что после
разработки и доводки прототипа к процессу подключаются технологи, у
которых стоит задача настолько отличная от первоначально заложенной в
автомобиль концепции, что может получиться, как в анекдоте – хотели,
как лучше… Явление имеет место не только при создании автомобилей. Создатели рыболовных приманок сталкиваются с этим так же часто, как и разработчики от автомобилестроения. При изготовлении какой-либо приманки, мастер, в первую очередь, хочет придать изделию те качества, которые в будущем пригодятся на во- доёме. В арсенале у него могут быть ЛЮБЫЕ (предпочтительно отличные от широко известных) способы, в том числе и не подходящие для произ- водственных целей по причине высо- кой себестоимости. Но при изготовлении приманки в малых сериях или создании единичных или экспериментальных образцов можно позволить себе забыть о том, каким именно способом производят блёсны те, кто стремится получить помимо прочих удовольствий ещё и материальную выгоду. Если приманка изготавливается для достижения высокого спортивного результата или с целью проведения эксперимента, направленного на изучение подводного мира, то, выбирая способ производства, разумно исходить не из технологичности, а из требований, предъявляемых человеком, задумавшим тот или иной вариант блесны. Это могут быть разные требования. Кому-то приятно ловить в коряжнике или густой растительности. Кто-то хочет ароматизировать свою блесну сильно пахнущими веществами. Многих интересует звуковой эффект, возникающий при работе блесны или возможность замены крючка без разборки приманки. Оптические свойства вертушек привлекают и рыболовов, и рыбу. Есть приманки, излучающие электромагнитные колебания. Какие из этих свойств окажутся решающими при проводке? С уверенностью можно утверждать, что вращающийся лепесток самая необходимая деталь в схеме, которую мы рассматриваем. Уверенность эту укрепить несложно, сравнив результат, полученный при проводках, когда лепесток не вращается с проводками, когда блесна работает в обычном режиме. Делаем вывод - все остальные качества не столь важны, хоть в отдельных случаях блесны с дополнительными возможностями могут иметь неоспоримое преимущество. Но в основе успешной работы приманки лежит вращение лепестка. Как именно должен вращаться лепесток, чтобы это нравилось рыбе, и было рыболову не в ущерб? К сожалению, так часто бывает, что технические качества приманки, имеющие узкую направленность воздействия на рыбу, и проявляющиеся особенно сильно в работе блесны, будут либо снижать проявление иных положительных свойств, либо увеличивать стоимость. Почти никогда не удаётся накормить волка за счёт овец так, чтобы овцы остались целыми. Но, давайте по порядку. Лепесток, который мы применяем на обычных вращающихся блёснах, можно рассматривать, как не жёстко закреплённое крыло с выпукло-вогнутым профилем, совершающее вращение вокруг оси при проводке приманки. Или, если быть не сильно придирчивым, то можно утверждать что лопасть вертолёта это тот же самый лепесток. Применяя знания, накопленные прежними поколениями рыболовов и авиастроителей, можем утверждать, что на лепесток вертушки влияют несколько сил, а именно, подъёмная сила самого лепестка, центробежная сила, возникающая при вращении лепестка вокруг оси, сила сопротивления потока воды, набегающей на лепесток при проводке, сила трения в узле крепления вращающегося лепестка. И ещё много факторов, перечислять которые сейчас не будем нет смысла, но основные закономерности давайте повторим, так как нам это пригодится, если мы захотим создать приманку, соответствующую условиям лова. Для того, чтобы проверить незнакомый водоём на наличие активной рыбы, многие рыболовы используют узко вращающиеся приманки с небольшими углами отклонения лепестка от оси вращения. Это лепестки, имеющие вытянутую форму (однако, только форма ещё не гарантирует нужные углы вращения – важны продольный и поперечный профиль сечения лепестка). Что даёт применение таких блёсен? Известно, что узко вращающаяся блесна требует высоких скоростей проводки, и её использование оправдано при условии, что рыба активна. И вот на водоёме, где отсутствует течение, можно быстро (благо блесна не оказывает заметного сопротивления) обнаружить места стоянки окунёвых стай или места, где притаились в засаде щуки. Но это не единственный вариант. С таким же успехом можно применять «широко идущую блесну» заметно меньшего размера с грузом-головкой. Получим тот же результат, но с выигрышем в дальности заброса из-за уменьшения парусности приманки при полёте в воздухе, не увеличив лобового сопротивления при проводке из-за уменьшения размера лепестка. Интенсивность гидромеханических колебаний останется примерно на таком же уровне, т.к. у широко идущих лепестков этот показатель заметно выше, чем у узко играющих вертушек. Не следует упускать из виду, что у блёсен с разными углами вращения наблюдаются разные показатели оптического воздействия на органы зрения рыбы. Между тем, человеческий глаз воспринимает те, или иные цветовые оттенки лепестков с одинаковыми углами вращения, как лепестки, вращающиеся с разными углами. На рисунке изображено простое устройство, помогающее с достаточной точностью определять угол вращения лепестка. Узко вращающиеся приманки более предпочтительны в условиях прозрачной воды, т.к. оптическое воздействие будет дополнительным раздражителем. Если вода недостаточно прозрачна, то лучше применить небольшую, но широко вращающуюся вертушку с грузом-головкой превышающей вес узко вращающейся блесны. Важное уточнение - лепесток на приманке с грузом головкой должен быть несколько тоньше, чем на заднеогруженной блесне. Это позволит ему вращаться так же быстро, как и узко идущему лепестку. В том случае, если рыба не столь активна, как мы предполагали, то можно перейти на приманки с углами вращения лепестка, близкими к 45°. Это замечание относится к заднеогруженным приманкам. Если речь идет о широко идущей блесне с грузом-головкой, то достаточно выбрать более спокойный темп проводки и груз меньшего веса. В том случае, если уменьшающаяся надежда на успех вынудит нас к применению широко вращающихся приманок с грузом в задней части, то альтернативой им может стать ещё большее снижение веса груза-головки, но углы вращения при этом будут уже почти одинаковы. Значит, мы потеряли преимущества узко вращающихся приманок, связанные с воздействием на органы зрения рыбы, что имеет немалое значение при высокой прозрачности воды. Переходить на приманки с грузом головкой и узко играющим лепестком нет смысла. Такие вертушки неустойчиво работают из-за того, что за грузом-головкой возникают нежелательные завихрения водного потока. Следовательно, нам нужна заднеогруженная приманка с небольшим углом отклонения, чтобы сохранить оптические свойства и сделать возможной медленную проводку, что будет подразумевать стабильное вращение с меньшим числом оборотов вокруг оси. Вот здесь нам могут пригодиться знания, доставшиеся нам от авиаторов. Помните, мы говорили о том, что лепесток блесны похож на винт вертолёта? Помимо вертолёта, есть очень интересные летательные аппараты, носящие название автожир. У этих аппаратов винт, как у вертолёта, но вращается он не двигателем, а другим винтом, толкающим или тянущим, приводимый во вращение двигателем. Возможны ли такие режимы работы в нашем случае? Может ли заднеогруженная блесна работать в режиме авторотации? Да, может. При этом она может двигаться не только по направлению к рыболову, подматывающему леску, но и опускаться в придонные слои на леске, слегка натянутой, даже без вращения ротора катушки. Какие условия для этого необходимо выполнить? Прежде всего, у такой приманки для увеличения инерционности центробежная сила должна оказывать существенное воздействие на лепесток. Это значит, что для создания такой блесны потребуется лепесток несколько толще (для увеличения массы), чем мы привыкли видеть на большинстве зарубежных моделей. В крайнем случае, можно воспользоваться лепестками, снятыми с блёсен, рекомендованных для лова в быстрых водах предгорных рек. Но такой вариант будет только компромиссом. Для получения более значимого результата лепесток лучше изготавливать самому. Это даст нам возможность, применяя опыт, накопленный людьми в других отраслях знаний, изготовить лепесток, имеющий профиль, более тонкий к хвостовой части блесны, и тем самым обеспечить более предпочтительный режим вращения. Это легко понять, сравнивая скорость, с которой разные участки лепестка рассекают водную толщу. Не вызывает сомнений, что ближе к хвостовой части лепестка скорость обтекания лепестка водным потоком возрастает и именно это нам и нужно. Помимо этих требований необходимо сбалансировать вращение этой примаки. Можно устанавливать второй лепесток или груз-противовес через S-образный хомут. Более простым мне видится решение уравновесить лепесток грузом на оси, установленный под лепестком. Особенно правильным такое решение станет, учитывая, что при завышенном весе лепестка биения оси приманки появятся уже на углах вращения, близких к 45°. Но угол должен быть выбран больше, чем 45°, а центр тяжести несколько отнесен к задней части, туда, где находится место крепления тройного крючка. А чтобы не потерять в оптической привлекательности, лепесток будем прижимать, но не изменением геометрии лепестка ( его обводов и почти плоского продольного и поперечного профиля), а установкой соответствующих деталей, расположенных как можно ближе к месту крепления-вращения этого лепестка. Имеется в виду конус-отражатель своеобразной формы. Изделие, работающее в таком режиме, позволяет получить высокостабильную игру на очень малых скоростях проводки с сохранением оптических характеристик. При этом лобовое сопротивление приманки остаётся как узко вращающихся заднеогруженных блёсен. Это позволяет разгрузить катушку даже на высоких скоростях проводки. Сейчас мы ведём речь только о приманках, работающих в тех водоёмах, где нет течений, но и там, где течение будет бурным, такая схема работы окажется на удивление жизнеспособной. Невысокие скорости вращения - это качество присущее такой схеме. При этом необходимо помнить - скорость вращения лепестка будет оставаться почти постоянной, сколько бы вы ни увеличивали скорость проводки блесны (в разумных пределах). Автор: И. Астанов | |
Категория: Мои файлы | Добавил: ydo4ka | |
Просмотров: 1488 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |
Меню сайта |
Категории каталога | |
|
Форма входа |
Поиск |
|
Друзья сайта |
Promoter"> |
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |